Боевой тир в УЦ ГУ МВД, Новосибирск

Использование боевого лазерного интерактивного комплекса «БЛИК»

Профессиональная подготовленность сотрудников органов внутренних дел должна сочетать в себе результаты всех видов профессиональной служебной подготовки, в том числе огневой и психологической. Только тогда сотрудник приобретает уверенность в собственных силах и вверенному ему оружию, убежденности в превосходстве над правонарушителем.

Однако традиционные методы проведения практических занятий по огневой подготовке не способны решить задачи по формированию совместных действий в составе группы или наряда, а также внезапно возникших ситуаций, от решения которых зависит жизнь и здоровье не только самого сотрудника, но граждан нуждающихся в защите. Решение данной проблемы может быть осуществлено в создании индивидуальных программ, объединяющих такие дисциплины как тактико-специальная подготовка, огневая, физическая и психологическая подготовка. Объединение данных дисциплин невозможно без соответствующего материально-технического обеспечения.

Преподаватели цикла огневой и физической подготовки Центра профессиональной подготовке ГУ МВД России по Новосибирской области обучение стрельбе из пистолета проводят в три этапа. Первый этап проходит с использованием лазерного тира «Рубин», при этом тренировки усложняются не только размерами мишеней, но и сменой положений для стрельбы. Второй этап проходит в тире с использованием боевого оружия по статическим целям, где изучаются азы боевой стрельбы и обучение выполнения упражнений согласно Курса стрельб. Третий этап проходит с использованием различных технических средств, для обучения стрельбе в усложненных условиях с применением различных мишеней, перемещением стрелка, выполнением ситуационных задач.

В июне 2014 года в тире Центра профессиональной подготовке ГУ МВД был установлен боевой лазерный интерактивный комплекс «БЛИК», с возможностью использования, как одиночной подготовки, так и подготовки совместных действий в составе группы или наряда. Для преподавателей цикла огневой и физической подготовки основной целью надо было внедрить его в процесс обучения, а также понять и проанализировать результативность данного комплекса. Для достижения данной цели, были проведены все контрольные упражнения, согласно Курса стрельб, а также разработаны различные ситуационные задачи по применению огнестрельного оружия, согласно статьям закона «О полиции».

Одна из таких ситуационных задач «Обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции».

Упражнение «Опасные животные». Фабула

Патрулируя в парке, наряд увидел, что стая собак кусает прохожего. После ознакомления с фабулой обучающийся самостоятельно принимает решение о возможности правомерного применения им оружия.

Цели: 4 поражаемые мишени.

Штрафные мишени: 1 метрическая мишень ОСОО «ФПСР», отмеченная крестом, неподвижная.

Расстояние до цели: 8-9 м.

Количество патронов: 5 шт.

Положение для стрельбы: произвольное.

Исходное положение: обучающийся стоит на огневом рубеже. Кобура застёгнута, пистолет в кобуре, оружие заряжено, патронник пуст.

Оценка:

«удовлетворительно» - поразить три и более цели;

«неудовлетворительно» - две и более цели не поражены либо поражена штрафная мишень.

Порядок выполнения упражнения: по команде руководителя стрельб обучающийся выходит на огневой рубеж, принимает исходное положение и докладывает о готовности к стрельбе. Проверив готовность обучаемого к стрельбе, руководитель запускает упражнение. По сигналу таймера обучающийся извлекает пистолет из кобуры, выключает предохранитель, досылает патрон в патронник и производит прицельные выстрелы, самостоятельно оценивает результат и если считает, что он поразил не все мишени, то продолжает стрельбу до поражения целей.

Выполнение данного упражнения проводится как одним обучаемым, так и двумя. Действуя в паре в качестве наряда, они должны самостоятельно в кратчайший срок распределить поражаемые цели, определить положение для стрельбы, тактику перемещения и соблюдение правил личной безопасности. Для психологической устойчивости обучаемых дополнительно используются звуковые эффекты.

При решении данных задач преподаватели оценивают следующие составляющие:

— результат стрельбы (время и пробоины);

— тактику обстрела мишеней;

— тактику использования укрытий, перемещения стрелка и соблюдение правил личной безопасности;

— выполнение требований Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

Быстро принимать решение на открытие огня, использовать тактику перемещения стрелка можно и в других нестандартных упражнениях, где используются появляющиеся, движущиеся и расположенные на разной дальности мишени. В упражнениях часто применяются так называемые «штрафные мишени», которых необходимо быстро распознать среди остальных, что позволяет выработать внимательность обучаемого.

За истекший период выполнение данных упражнений проводилось в среднем 2-3 раза в неделю с такими категориями обучаемых как патрульно-постовая служба и вневедомственная охрана порядка 25-30 человек, группа уголовного розыска и следствия 7-13 человек. При этом за одно занятие использовалось от 70 до 120 выстрелов по экрану. Хотелось бы остановить внимание на результативность решения ситуационных задач группы патрульно-постовой службы. При проведении первых стрельб с использованием данного комплекса у учащихся была заметна неуверенность, растерянность в своих действиях, что заметно сказалось на низком результате стрельбы. Он был вызван переходом от стандартных статических бумажных целей к движущимся, появляющимся различным целям, отображаемых на экране интерактивного комплекса. Где необходимо было не только выполнить все правильные действия с оружием и произвести стрельбу по мишеням, но и одновременно с этим определить своё движение, положение для стрельбы и самое, немало важное, выбрать точку прицеливания на мишени. Уже после нескольких занятий, очевидно, прослеживалась уверенность и решительность в своих действиях. Например, при решении ситуационной задачи «Опасные животные», где действовали в составе патруля 2 человека, в начале обучения в группе выполнило это упражнение 46% слушателей, а в конце обучения при проведении такого же упражнения процент выполнения составил 89%, при этом была заметна их слаженность действий.

В процессе создания ситуационных задач была отмечена простата использования редактора упражнений, работа с которым не потребовала особой подготовки. Новые упражнения записывались и сохранялись в течение нескольких минут. При необходимости, в зависимости от подготовленности или категории обучаемых, в разработанные упражнения быстро вносились корректировки прямо во время занятий (например, изменялось движение или размер той или иной мишени). При усложнении выполнения упражнений вырабатывались навыки и техника владения огнестрельным оружием, а так же появилась возможность проведения дуэльной стрельбы.

В настоящее время наряду с этим имеются некоторые недоработки. Результаты стрельбы хотелось бы видеть более крупно на экране, так как на расстоянии 7-10 метров мелкий шрифт разобрать сложнее и для корректировок упражнений приходится подходить к экрану очень близко. В редакторе недостаточное количество и разнообразие препятствий и укрытий, а так же фоновые рисунки обозначают в основном только тир и стрельбище. При составлении создаваемых реалистичных ситуаций можно использовать следующие фоновые рисунки: проезжую часть города, помещения различных государственных и коммерческих учреждений, улицы сельской местности. Особое внимание хотелось бы обратить на мишени. На мой взгляд, для составления нетрадиционных упражнений целесообразно использовать «фото мишени» для полной реалистичности создаваемой ситуации. Для внезапных корректировок огня, связанных с появлением различных целей, следовало бы добавить функцию появления мишеней в случайном порядке.

Работа по изучению возможностей и внедрению боевого интерактивного тира продолжается. Рассматриваются вопросы по использованию интерактивных и видео роликов, программы «Тактика здание», где так же есть возможность действия в группе или в составе наряда. Следует отметить что в зависимости от категории обучаемых, задачи в практической их деятельности во время службы разные. Поэтому в перспективе разработка и внедрение ситуационных задач, непосредственно по конкретным категориям в зависимости от их профессиональной деятельности, а также проведение практических стрельб не только из пистолета Макарова, но и из различных видов стрелкового оружия, состоящее на вооружении в ОВД, использующее пистолетный патрон.

Воробьев Дмитрий Евгеньевич
Преподаватель цикла огневой и физической подготовки
Центра профессиональной подготовке ГУ МВД России по Новосибирской области
подполковник полиции
г. Новосибирск


Галерея

Другие Статьи: